Влияние культурных традиций и общественных норм на характер сексуального поведения и сексуальное благополучие.
Тел.: +7 (812) 903-85-03
Санкт-Петербург, пл. Александра Невского, д. 2
Пн-Сб с 9:30 до 22:00, Вс - выходной

Объявления
Секции сексологии ПМПА

Индивидуализм, коллективизм и стрессогенность. В данном контексте эти характеристики тесно связаны с преобладающей в обществе религией, непосредственно влияющей на формирование социальных норм и культурных ценностей. Например, исторически протестантизм ассоциируется с индивидуализмом; мусульманство, буддизм и конфуцианство с коллективизмом, католичество – со стрессогенностью общества.

Ряд признаков, включая патриархальный характер отношений между мужчинами и женщинами, значимость уважения, традиции строгого социального контроля над любыми проявлениями сексуальности, низкая интенсивность проявления эмоций и часто более неудовлетворительная эмоциональная составляющая отношений, которые являются типичными для культур с существенными проявлениями коллективизма – объясняют низкую сексуальную активность в соответствующих странах. При этом преимущественно коллективистскими являются страны, где преобладает мусульманство. Влияние мусульманской религии на уровень сексуальной активности объясняется не столько религиозными устоями, предписывающими благосклонное отношение к проявлениям любви, сколько социально-бытовым различиями условий жизни между мужчинами и женщинами.

Более интенсивная эмоциональная экспрессивность, характерная для культур с высоким индексом стрессогенности влияет на высокую сексуальную активность этих культур. Возникающее желание преодолеть неуверенность, возникшую под влиянием стрессов и тревоги, помогают сформировать восприятие сексуальной активности как своеобразного механизма контроля тревоги. При этом опять же связь католичества или протестантства с сексуальной активностью и ее восприятием является косвенной: они влияют на формирование социально-культурных норм в рамках всего общества. Так католицизм предполагает более сильный социальный контроль над сексуальностью женщины, в то время как протестантизм подразумевает большую индивидуальную свободу и меньшую сдержанность.

Но повышенная стрессогенность и способность ее преодолеть вне зависимости от религии влияют на сексуальную активность гораздо сильнее. Исследования, проведенные во Франции с участием представителей разных культур, продемонстрировали, что более высокая частота сексуально-эротического самоудовлетворения была характерной для студентов, посещающих более интенсивные курсы обучения. При этом французские студенты азиатского и европейского происхождения продемонстрировали более высокую активность, что объясняется требованиями, предъявляемыми к мужчинам в этих культурах: непрерывно демонстрировать более высокие показатели своей успешности и, вследствие чего, испытывать увеличивающиеся стрессовые нагрузки.

«Мужской» и «женский» тип культуры. Эта характеристика отражает уровень важности традиционно мужских ценностей и традиционно женских ценностей. Комплексные исследования подтверждают, что сексуальная активность в культурах «мужского» типа является ниже. Это объясняется характерным для культур «мужского» типа пассивным социально-бытовым положением женщин и более высокими требованиями, предъявляемым мужчинам (напористость, амбиции, стремление к соперничеству и власти, материализм). В этих культурах наблюдается также более сильное подчеркивание различий между полами и меньшее эмоциональное благополучие, меньшая ценность человеческих отношений, что непосредственно влияет на желание и способность к более высокой сексуальной активности.

Климат. Несмотря на привычное и несколько романтическое представление о бедных странах с теплым климатом, как о гедонистическом рае, практические исследования подтверждают противоположное: частота сексуальных контактов выше в развитых странах с холодным климатом. Хотя они также подчеркивают, что более существенным здесь выступает не температура и влажность воздуха, сколько социально-экономическое развитие. Характерными особенностями последнего являются более высокие условия жизни, больше времени на отдых и досуг, конфиденциальность и личное пространство, высокий уровень развития медицинской помощи, что непосредственно и влияет на повышение частоты половых актов в более развитых, по сравнению с менее развитыми странами.

Рассматривая стереотипные представления о «горячих южных кровях» (например, сравнивая сексуальное поведения англичан и французов) в рамках северного полушария и старого света, стоит признать, что южные народности заявляют о более высокой сексуальной активности, нежели северные. Ученые предполагают, что поскольку речь идет о странах одного полушария, которые прошли схожие вехи исторического развития, связь между климатом и сексуальностью обусловлена больше историческим, социальным и религиозным факторами, нежели климатическими условиями. В то же время климатически может быть обусловлена более высокая сексуальность жителей стран, расположенных близко к экватору.

Еще один стереотип, который в результате исследований подвергается сомнению, состоит в том, что у жителей африканских стран распространено более благосклонное отношение к сексу, у них более высокая сексуальная активность, и они имеют больше сексуальных партнеров. При этом данный стереотип включает несколько элементов с разной степенью достоверности:

а) Общей культурной чертой жителей Африканского континента является отношение к сексу, как к обычной, почти трудовой, деятельности. Секс также рассматривается как обмен. Во внебрачных отношениях ожидается, что мужчина будет преподносить женщине подарки или деньги как знак почитания. Подобные отношения обмена являются, в общем, достаточно стабильными и подразумевают не только эффективное инвестирование, но и включают другие виды совместной деятельности и не могут рассматриваться как проституция в чистом виде.
б) «Мужеориентированная идеология» (важность традиционно мужских ценностей), которая предполагает и традиционно одобряет наличие у мужчины нескольких половых партнеров.
в) Эротофильная или просексуальная культура: во многих африканских странах секс рассматривается как нечто положительное, своего рода форма рекреации.

Тем не менее, распространенный стереотип об африканских культурах, предполагающих крайне позитивное отношение к сексу и беспорядочность половых отношений, ставится под сомнение ввиду многочисленных различий, отличающих страны Африканского континента: в отдельных странах наблюдается низкая, в некоторых средняя и только в нескольких странах отмечается высокая сексуальная активность. Более того, в любой африканской культуре девственность ценится очень высоко (за исключением Кении).

Пол. Несмотря на то, что половые предрассудки относительно несупружеских отношений в западных странах с каждым днем становятся все менее заметными, мужчины по сравнению с женщинами проявляют большую сексуальную активность. Исследования, проведенные в не западных странах, подтверждают, что такая тенденция при разных количественных показателях сохраняется и в других культурах: мужчины имеют большую сексуальную активность как до брака, так и вне брака. С другой стороны женщины чаще вступают в брак, будучи девственными даже в тех культурах, где целомудренное поведение не является для них обязательным и социальное доминирование мужчин менее заметно. Подобная тенденция сохраняется как в развивающихся, так и развитых странах.

Обобщая, ученые пришли к выводу, что сексуальная активность более высокая в культурах отличающихся: социально-экономическим развитием, индивидуализмом (в противовес коллективизму), низким индексом дистанцированности от власти (члены семьи рассматриваются как равные), доминированием ценностей свойственных «женскому» типу культуры. В отношении уровня стрессогенности – он повышает сексуальную активность, если является низким или же при высоком уровне культурные особенности позволяют рассматривать секс как механизм понижения этой тревоги.

Культурные особенности являются основой, помогающей оценить характер проявления сексуальности в кросс-культурном измерении. Хотя предложенные параметры не могут охватить человеческую сексуальность в целом и в отношении отдельного человека подлежат коррекции с учетом других факторов, например, индивидуальных особенностей, семейной истории и личного благосостояния.

Начало… (Часть 1)

_____________

* Данная статья является адаптированным переводом. Источник: Psicothema. — 2000. Vol. 12, Supl., pp. 70-82.

Поиск по сайту
© СДК «ПАЗЛ» 2017
Мы в соцсетях: