задайте вопрос специалисту

[slide-anything id='2211']

Если поведение разрушает отношения…

Бывает ли, что вы взрываетесь в гневе? Или изолировали себя от друзей? Возможно, есть другие типы поведения, провоцирующие проблемы в отношениях? Как и многие другие люди, вы можете не знать, почему так происходит или как это изменить. В таком случае помочь может стандартная методика, которую называют функциональным анализом (последовательным анализом или поведенческим анализом).

Цель функционального анализа – помочь человеку определить цель (или функцию, значение) его поведения. Анализируя последовательность действий, ведущих к проблемному поведению, вы можете больше узнать о значении, которое оно имеет для вас. Затем можно проанализировать есть ли другие, более здоровые формы поведения, которые могли бы выполнять ту же функцию.

Лучший способ понять эту технику – ознакомиться со следующими шагами, а затем попрактиковаться выполнять их:

Какое поведение вы хотите изменить? Определите тот тип поведения, который провоцирует проблемы.

Пример: Анна пытается преодолеть свое чувство ревности. Когда ее супруг Антон выходит с коллегами после работы, она отправляет ему сообщение каждые несколько минут, с нетерпением ожидая его возвращения домой.

Что произошло в результате такого поведения? Определите, какие проблемы вызывает это поведение.

Пример: в ответ на постоянные текстовые сообщения Антон выключает телефон, когда выходит из дома, а затем супруги неизбежно ругаются из-за этого, когда он возвращается домой.

Подумайте о том, что вы переживаете непосредственно перед проблемным поведением. Какие ощущения вы ощущали в своем теле? О чем вы думали? Что вы чувствовали? Что вы делали? В какой ситуации вы находились?

Пример: анализируя этот вопрос, Анна осознала, что была крайне напряжена, когда думала об Антоне в компании с другими людьми. Она предполагала, что ее супруг мог наслаждаться их компанией больше, чем ее, и, возможно, даже флиртовал с кем-то из коллег. Она поняла, что от таких мыслей ее тревожность и ревность усиливаются до тех пор, пока она не почувствует, что больше не может терпеть это нарастающее напряжение и тогда она начинает посылать мужу сообщения.

Какова была функция вашего поведения? Подумайте, чего вы пытались достичь, действуя таким образом, что ваше поведение стало проблемным.

Пример: Анна рассмотрела цепочку переживаний, которые привели к ее текстовым сообщениям. Она поняла, что пишет сообщения, чтобы убедить себя, что она все еще важна для Антона. Чем дольше Антон находится вне дома, тем сильнее растёт ревность Анны, и тем злее становятся тексты, которые она пишет (по сути, наказывая Антона за то, что он «отвергает» ее).

Что вынудило вас действовать именно таким образом (в контексте проблемного поведения)? Люди ведут себя определенным образом по разным причинам, таким как внутренние чувства или убеждения, предыдущий опыт или определенные аспекты их ситуации.

Пример: Анна понимала, что измена партнера в ее предыдущих отношениях заставила ее быть более недоверчивой, хотя Антон никогда не давал ей повода подозревать его в неверности. Она также поняла, что хотела организовать тихий вечерний ужин вместе с любимым супругом, что не получилось ввиду испорченного настроения у обоих.

  

Какими другими способами можно было бы отреагировать на подобную ситуацию, получая то, что вы действительно хотите? Подумайте о каждом шаге на этом пути, учитывая, что вы бы сделали иначе.

Пример: после того, как Анна успокоилась, она подумала, что на самом деле она хотела знать, что важна для Антона и что он остается верным ей. Она поговорила с супругом об этом, и они договорились рассказывать друг другу о своих планах. Кроме того, супруги решили постараться быть более открытыми друг другу, чтобы своевременно поддерживать ощущение близости между ними.

Как видно из примера, проведение такого функционального анализа требует усилий, времени и откровенности, в первую очередь, перед самим собой. Если вы обнаружите, что не можете понять, почему вы повторяете определенный шаблон поведения, или не можете изменить его, нужно обратиться за квалифицированной помощью. Или, возможно, вы захотите пройти курс психотерапии. Тем не менее, какой бы способ вы не выбрали, повышение своей осведомленности о значении тех или иных деструктивных, но привычных форм поведения является важным шагом к выбору более здорового жизненного пути.