задайте вопрос специалисту

[slide-anything id='2211']

Как социальные сети влияют на подростков. Часть 2.

В чем еще проявляется влияние социальных сетей и как родители могут помочь своим детям избежать интернет-зависимости?! Итак, следующее, с чем сталкиваются подростки, это –

Преследование (и игнорирование)

Еще одно значительное изменение, которое произошло с людьми благодаря новым технологиям – и особенно смартфонам – заключается в том, что мы никогда не бываем одиноки. Дети обновляют свой статус, делятся тем, что они смотрят, слушают и читают, какие приложения устанавливают, что позволяет их друзьям всегда знать конкретное местоположение ребенка и чем он занят. Даже если человек не пытается держать своих друзей в курсе, он все равно никогда не будет недоступным для текстового сообщения. В результате дети чувствуют гиперсвязь друг с другом. Общение никогда не должно останавливаться, и кажется, что всегда происходит что-то новое.

  

Что бы мы ни думали об «отношениях», инициированных и существующих в социальных сетях, дети никогда не получают от них перерыв. И это само по себе может вызвать беспокойство, поскольку каждому человеку нужна передышка от требований близости и общения; время наедине с самим собой, чтобы подумать, собраться или просто расслабиться. Если у вас этого нет, человек быстрее эмоционально истощается и быстрее становится восприимчивым к депрессивным и тревожным состояниям.

Удивительно, но также легко можно чувствовать себя одинокими посреди всего этого гиперобщения. Во-первых, дети теперь с удручающей уверенностью знают, когда их игнорируют. У всех нас есть телефоны, и мы все реагируем на сообщения довольно быстро, поэтому, когда вы ждете ответа, а его все нет, тишина может казаться оглушительной. Молчаливое обращение может быть стратегическим оскорблением или просто неудачным побочным эффектом онлайн-отношений между подростками, которые начинаются интенсивно, но затем сходят на нет.

Так в старые времена, когда юноша собирался расстаться с девушкой, он должен был встретиться и поговорить с ней. Или, по крайней мере, ему пришлось бы позвонить. В наши дни он может просто исчезнуть с вашего экрана, и вам никогда не удастся задать мучительно болезненный вопрос: «Почему?». Дети и подростки часто попадают в ситуации, провоцирующие воображение худшего о себе.

Но даже когда общение не заканчивается, пребывание в состоянии постоянного ожидания может вызывать тревогу. Подростки могут чувствовать, что их отодвигают на второй план; они сами ставят туда других людей, и даже наша суть человеческая потребность в общении также эффективно делегируется на «задворки империи».

Что могут сделать родители?

Психологи и психотерапевты, опрошенные для подготовки этой статьи, сошлись во мнении, что лучшее, что могут сделать родители, чтобы минимизировать риски, связанные с новыми технологиями, – это сначала сократить собственное их использование.

Родители должны показать хороший пример того, как выглядит здоровое использование компьютера, смартфона и других подобных устройств. Большинство из нас слишком часто проверяют свои телефоны или электронную почту из-за реального интереса или нервной привычки. Дети должны привыкать видеть наши лица, а не склонять головы над экраном.

Например, создайте в доме зоны, свободные от технологий, и время, когда никто, включая маму и папу, не пользуется телефоном. Утром просыпайтесь на полчаса раньше своих детей и проверяйте свою электронную почту. Дарите детям все свое внимание, пока они не находятся рядом с вами. И никто из вас не должен использовать телефоны в машине или по дороге из школы, поскольку это, допустим, важное время для семейных разговоров. Вы можете придумать и другие правила, но они должны выполняться всеми членами семьи.

  

Более того, ограничение количества времени, которое вы проводите, сидя за компьютером, обеспечивает здоровый контрапункт для одержимого технологиями мира. Оно также укрепляет связь между родителями и детьми, и заставляет детей чувствовать себя в большей безопасности. Дети должны знать, что вы готовы помочь им решить их проблемы, выслушать рассказы об их жизни вне дома или сделать им выговор в реальном времени.

Следует понимать, что именно мини-моменты разрыва связи, когда родители слишком сосредоточены на своих собственных устройствах, ослабляют отношения между родителями и детьми. Но когда дети начинают обращаться к Интернету за помощью или в поисках объяснения того, что произошло в течение дня, вам может не понравиться то, что произойдет дальше. Так, технологии могут дать вашим детям больше информации, чем вы, но у них нет ваших ценностей. Технологии не будут чувствительны к личности вашего ребенка, и они не будут отвечать на его вопросы с учетом уровня его развития.

Кроме того психологи советуют максимально отложить возраст первого использования планшета и других подобных устройств. Тут стоит придерживаться того же совета, что и, когда говорят о детях и алкоголе – постарайтесь сделать все возможное, чтобы держаться как можно дальше и как можно дольше. Но если ваш ребенок уже в Facebook, вы должны стать его другом и следить за ее страницей. Это вовсе не подразумевает просматривать его сообщения, если у вас, конечно, нет причин для беспокойства. Не старайтесь шпионить за своими детьми. Родители должны начать с доверия своим детям. Позвольте ребенку чувствовать, что он хороший ребенок.

  

Помните, что «золотой» совет о том, как помочь детям построить здоровую самооценку, заключается в том, чтобы вовлечь их в деятельность, интересную для них. Это может быть спорт или музыка, разборка компьютеров или волонтерство – все, что вызывает интерес и вселяет в них уверенность в собственных силах. Когда дети учатся чувствовать себя хорошо благодаря тому, что они могут сделать, а не тому, как они выглядят или чем владеют, они становятся счастливее и лучше подготовлены к успеху в реальной жизни. И то обстоятельство, что большинство из этих действий также включают общение со сверстниками лицом к лицу, – это просто вишенка на торте.