задайте вопрос специалисту

[slide-anything id='2211']

Как социальные сети влияют на подростков. Часть 1.

Детские психологи заявляют о негативном влиянии, вследствие которого дети растут в условиях повышенной тревожности и более низкой самооценки. Но выход есть!

Многие родители беспокоятся о том, как современные технологии влияют на развитие их малышей. Конечно, мы знаем, что дошкольники приобретают новые социальные и когнитивные навыки в ошеломляющем темпе, и не хотим, чтобы часы, проведенные за iPad, мешали этому. Но подростковый возраст – это не менее важный период ускоренного развития, и очень немногие из нас обращают внимание на то, как использование технологий нашими подростками (гораздо более интенсивное и интимное, чем игра 3-летнего малыша с папиным iPhone) влияет на них. Фактически, детские психологи обеспокоены тем, что социальные сети и мессенджеры, которые стали неотъемлемой частью подростковой жизни, способствуют усилению тревожности и снижают самооценку.

Так результаты исследований свидетельствуют, что могут быть достаточно веские причины для беспокойства. В частности опрос, проведенный Королевским обществом общественного здравоохранения среди подростков в возрасте от 14 до 24 лет в Великобритании, был направлен на изучение как социальные сети влияют на их здоровье и благополучие. Результаты опроса показали, что Facebook, Twitter и Instagram привели к усилению чувства депрессии, беспокойства, ухудшению образа тела и повышению чувства одиночества.

  

Опосредованное общение

Подростки – мастера затевать бурную деятельность в свободное от школы время. Если они не выполняют свою домашнюю работу, то находятся в сети на своих телефонах, отправляют сообщения, лайкают, троллингуют, прокручивают и т. д. Конечно, прежде чем у них появились аккаунты в Instagram, подростки тоже были заняты, но они чаще разговаривали по телефону или при личной встрече. Возможно, это выглядело как бесцельное шатание по торговым центрам или городским улицам, но они экспериментировали, отрабатывали навыки, преуспевали или терпели неудачу в море крошечных взаимодействий в реальном времени – делали то, что сегодня почти полностью исключают из своей социальной жизни.

Современные подростки учатся общаться в основном, глядя на экран, а не на другого человека. И здесь важно понимать, что как биологический вид, мы настроены на чтение социальных сигналов. И в этом контексте, несомненно, дети упускают очень важные социальные навыки. В некотором смысле, текстовые сообщения и онлайн-общение, конечно еще не подразумевают развитие неспособности к невербальному общению, но ставит современных подростков в условия с ограниченными возможностями чтения невербальных сигналов, где язык тела, выражение лица и даже самые мелкие виды голосовых реакций становятся невидимыми.

  

Снижение рисков

Разумеется, опосредованность экраном создает барьер для четкого общения в реальном времени, но это еще не все. Научиться заводить друзей – важная часть взросления, а дружба требует определенного риска. Это верно как для создания отношений с новым другом, так и для поддержания уже существующих дружеских отношений. Когда приходится столкнуться с проблемами, большими или маленькими, требуется мужество, чтобы быть честным в своих чувствах, а также чтобы услышать, что говорит другой человек. Научиться эффективно преодолевать эти моменты является частью того, что делает дружбу веселой и захватывающей, а также пугающей. Можно также сказать, что часть здоровой самооценки – это умение говорить, что вы думаете и чувствуете, даже если вы не согласны с другими людьми или ощущаете некоторый риск в отношении принятия другими людьми вашей позиции.

Но когда дружба заводится в Интернете или с помощью текстовых посланий, дети и подростки строят ее в контексте, лишенном многих очень личных, а иногда и требующих мужества аспектов общения. В переписке вам легче находиться начеку, поэтому на карту поставлено меньше. Вы не слышите и не видите эффекта, который ваши слова оказывают на другого человека. Поскольку разговор не происходит в режиме реального времени, каждой стороне может потребоваться больше времени для рассмотрения ответа. Неудивительно, что в результате дети говорят, что звонить кому-то по телефону слишком волнительно – ведь для этого требуется более прямое общение, и если они к нему не привыкли, то могут пугаться и избегать его.

  

Если дети не получают достаточной практики личного общения с людьми и удовлетворения своих потребностей в режиме реального времени, многие из них превратятся во взрослых, которые тревожатся о самом главном в общении – разговорах. И, конечно, социальное взаимодействие станет более рискованным: люди будут становится все старше, и все сложнее будет начинать ориентироваться в романтических отношениях или трудоустройстве.

Кибертеррор и синдром самозванца

Еще одна серьезная опасность, исходящая из того, что дети общаются более косвенно, заключается в том, что стать жестоким стало легче. Дети и подростки пишут друг другу всевозможные вещи, которые взрослые ни за что не придумали бы за миллион лет. И это особенно верно в отношении девушек, которые обычно не любят противостоять друг другу в «реальной жизни».

Вполне возможно, что родители хотели бы научить своих дочерей отстаивать свое мнение, даже если оно идет вразрез с мнением других. Но та форма, которую приобретает их несогласие в контексте социальных сетей несет серьезные риски для их способности поддерживать при этом дружественные отношения.

Девочки более социализированы. И по своей природе они чаще, чем мальчики, сравнивают себя с другими людьми, в частности с девочками, чтобы развивать свою индивидуальность. Поэтому резкость и категоричность, с которой они могут отстаивать свою индивидуальность в соцсетях, делает их более уязвимыми к обратной стороне вопроса – потере способности конструктивно строить отношения. Детские психологи предупреждают, что в этом зачастую виноват недостаток стабильной самооценки. Фактически мы забываем, что агрессия в отношениях возникает из-за отсутствия безопасности, негативных чувств к себе и желания подавить других людей, чтобы хотя бы таким образом чувствовать себя лучше.

Принятие сверстников крайне важно для подростков, и многие из них заботятся о своем имидже так же, как политик, баллотирующийся на выборах – для них это может показаться серьезным в равной степени. Добавьте к этому тот факт, что сегодня дети получают фактические данные о том, насколько они нравятся благодаря таким опциям, как лайки. И для них этого порой достаточно, чтобы «свернуть голову кому угодно». Кто бы не хотел выглядеть круче, если бы мог? Таким образом, дети могут часами редактировать свой образ в Интернете, пытаясь максимально приблизиться к почитаемому идеалу. Девочки-подростки сортируют сотни фотографий, мучаясь над тем, какие из них размещать в Интернете. Мальчики соревнуются за внимание и пытаются превзойти друг друга, доходя порой до крайности в и без того ослабленной онлайн атмосфере. И эта тенденция становится общепринятой для всех детей.

  

Конечно, подростки всегда вели себя подобным образом, но с появлением социальных сетей у них появилось больше возможностей – и больше ловушек, чем когда-либо прежде. Когда дети прокручивают свои аккаунты и видят, впечатляюще красивые картинки, это только усиливает давление. Мы привыкли беспокоиться о непрактичных идеалах, представленных моделями модных журналов. Но что происходит, если подросток выдит фото соседа, отредактированное в фотошопе и набравшее несколько сотен лайков? Ситуация становится еще более запутанной, если ваш собственный профиль на самом деле не представляет человека, которого вы чувствуете внутри?

Подростковый возраст – это время, когда вы остро ощущаете разницу между тем, кого вы собой представляете, и тем, кем вы себя считаете. Это похоже на «синдром самозванца» в психологии. Когда вы становитесь старше и более опытнее, вы начинаете понимать, что как и другие люди обладаете рядом положительных качеств, и вышеупомянутый разрыв сужается. Но представьте, что происходит с подростком, ощущающим, что он не так хорош, как хочет казаться, а ему нужно все время выглядеть именно настолько хорошо.

Как объясняют психологи: самоуважение строится на консолидации того, кем вы являетесь. Чем больше у вас идентичностей, и чем больше времени вы тратите, притворяясь тем, кем не являетесь, тем труднее будет чувствовать себя хорошо. Несомненно, такое напряжение утомительно, тем более для подростковой психики.